Алексей Иванов будет судиться с компаниями, использующими бренд «Сердце пармы».
Алексей Иванов закончил работу над романом «Бронепароходы»
Екатеринбург стал первым городом, в котором писатель Алексей Иванов презентовал свой новый роман «Бронепароходы», вышедший рекордным тиражом, – 80 тыс экземпляров. В интервью писатель Алексей Иванов ответил на 12 вопросов: о состоянии России, своем будущем романе, уже вышедших «Бронепароходах», уральском менталите. Екатеринбург стал первым городом, в котором писатель Алексей Иванов презентовал свой новый роман «Бронепароходы», вышедший рекордным тиражом, – 80 тыс экземпляров. Пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над книгой «Речфлот» — объёмный труд по истории отечественного речного флота. Об этом сообщает продюсер автора Юлия Зайцева. Алексей Иванов (писатель). Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik.
Павел Басинский о новом романе Алексея Иванова
В основе блокбастера – одноименный бестселлер Алексея Иванова, одного из самых экранизируемых современных российских писателей. Пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над книгой «Речфлот» — объёмный труд по истории отечественного речного флота. Об этом сообщает продюсер автора Юлия Зайцева. Расследования. Новости.
Известный писатель Алексей Иванов закончил свой новый роман
Авторы. Алексей Иванов. Обо всем этом в эксклюзивном интервью НТВ — известный писатель, автор бестселлера «Географ глобус пропил» и исторической эпопеи «Тобол» Алексей Иванов. Культура - 3 октября 2023 - Новости Магнитогорска - Космонавт Александр Самокутяев проголосовал в родной школе в Пензе. Больше новостей. История вокруг романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» развивалась стремительно. Началось все с того, что продюсер писателя Юлия Зайцева сообщила в своих соцсетях: «Караул, грабят!».
«Будто позвоночник сломали»: писатель Алексей Иванов — о нынешней России
Культура - 3 октября 2023 - Новости Магнитогорска - Культура - 9 октября 2023 - Новости Ярославля - Культура - 9 октября 2023 - Новости Архангельска -
Павел Басинский о новом романе Алексея Иванова
На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов. Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная.
Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных. Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе. Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже.
Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим. Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем.
Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим. Чем отличается инновационная экономика от традиционной? Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность.
Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол». Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол. Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно? Любое большое дело — неважно, в России или нет — делается по принципу «много званых — мало избранных»: до финиша доходят далеко не все, не всем суждено довести свое дело до конца.
Обычно так обозначают жанр масштабного исторического кино на библейский или античный сюжет, где история может трактоваться достаточно вольно. Но традиционная эпопея — это «Тихий Дон», «Война и мир», «Жизнь и судьба» — там у второстепенных героев нет своего сюжета, а главный сюжет — движение времени и исторических событий. Поскольку своим героям я дал свои сюжеты, это уже за рамками классической эпопеи — это романная черта, но масштаб и количество героев — черта все же эпопейная. Чтобы разделить жанры, я дал определение «пеплум». Мне представляется, что это такой роман, в котором герои мотивированы историческим процессом: они поступают так, как от них требует история. Возьмем «Трех мушкетеров» — там главные герои мотивированы любовью, местью, честью, дружбой, а вовсе не войной католиков с гугенотами и борьбой Англии с Францией. Это приключенческий роман в исторических декорациях.
У меня все герои мотивированы именно историческим процессом: поступают так, как должны по историческим обстоятельствам. Несмотря на то что в романе есть, например, линии фэнтези, это все же исторический роман, а не беллетризация истории или оживление учебника истории. У историка главный инструмент для работы — факт, а у писателя — образ. Чтобы образ получился наиболее выразительным, писатель-историк может даже отступить от факта, но не настолько, чтобы нарушалась структурная основа истории. Например, реальный губернатор Гагарин приехал в город Тобольск зимой, а у меня — летом. Для чего? У меня есть сцена, где народ втаскивает карету губернатора на гору — очень зрелищная сцена, которая несет большую смысловую нагрузку.
А зимой губернатор бы от пристани до резиденции ехал в санях — не надо было бы его втаскивать. Я бы потерял сцену. Но для истории неважно, когда он приехал. Вот вам и разница между историей и историческим фактом. Мне хотелось написать исторический роман, соблюдая классическую традицию, но развивая ее. Чтобы там прочитывалась высокая традиция русского исторического романа, но это был роман 21-го века. Надеюсь, получилось.
В чем разница между классическим историческим романом и романом эпохи постмодерна? Возьмем классический роман «Петр Первый» Алексея Толстого. В его основе некие исторические события и реальные поступки исторических лиц — они и поступают по истории. А все остальные герои, они в российской традиции олицетворяют собой судьбу своей социальной страты: крестьянин — пашет и страдает от помещика, купец — торгует, обманывает и думает о барыше, солдат — страдает от муштры… Полагаю, что сейчас писать в таком формате — архаично, неинтерактивно и неинтересно читателю. Я эту высокую традицию развил: дал каждому герою свой сюжет. Скажем, бухарский купец Ходжа Касым не только торгует пушниной, но и прокладывает новый пушной трафик в город Кашгар. Губернатор Гагарин не только внедряет реформы Петра Первого, но и занимается своим бизнесом — отправляет торговые караваны в Китай, а когда они оказываются под угрозой, затевает корпоративную войну России и Джунгарского царства.
Священник митрополит Филафей у меня не только молится и обращает в православие инородцев, но и гонится за старинным почитаемым идолом, одетым в кольчугу Ермака. Крестьяне не только живут в слободах и работают, но и добывают золото из старинных курганов… Для меня значимость всех героев равна. Все этносы, религии и мировоззрения в равной степени легитимны и значимы. В жизни это не всегда так, а в культуре — так и получается. Равнозначны даже представители разных этик. Читатель то становится мусульманином и понимает их поступки, которые, с точки зрения христианина, бесчеловечны. То становится православным, то язычником, то лютеранином… Я не принимаю ничьей стороны.
Обычно в постмодернистских фильмах и сериалах главный герой — плохой человек, но о нем рассказывается, как о хорошем. Такой этический релятивизм. В «Тоболе» внутри одного романа — сразу несколько: классический исторический, батальный, воспитательный, любовный и даже фэнтези. Такое сочетание жанров внутри одного произведения характерно именно для постмодерна, смешения жанров, фактур, стилей и парадигм. Я этот прием использовал, потому что в городе Тобольске в петровские времена случилась реальная ситуация русского постмодерна в естественном виде: в городе сошлись представители разных наций и государств — русские, китайцы, бухарцы, пленные шведы, местные инородцы, сибирские татары. Представители разных эпох: если местные инородцы жили родовым строем, то пленные шведы были представителями эпохи просвещения. В частности, виноват ли ваш губернатор Гагарин в том, что случилось в Тобольске?
Гагарин — не просто чиновник-вор, это человек дерзкий. Дерзость — основа его личности, которая распространяется до всех возможных пределов. Если можно украсть — она крадет, можно совершить государственное преступление — он совершает, но не для заработка, а потому, что можно.
По объему новый роман можно сравнить с «Сердцем пармы» и «Золотом бунта».
События, описанные в произведении, происходят во время гражданской войны в России в начале прошлого века. К этому времени в боевых действиях участвовали корабли речного флота. Например, баржи превращали в плавучие батареи, буксиры - в канонерские лодки. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы — славу и гордость речного флота», - рассказывает о романе Юлия Зайцева.
Горького начал проводить «гендер-пати» В Перми парк им.
Комсомольская правда - Петербург 141 подписчик Подписаться Алексей Иванов - заместитель министра физической культуры и спорта Краснодарского края. Николай Стариков - российский общественный и политический деятель, писатель, публицист, блогер.
Если я описываю какую-нибудь территорию, я предпочитаю там жить. Сейчас я пишу роман про бронепароходы и много езжу по речным городам: Нижний Новгород, Казань, Самара. Все читающие, наверное, прочитали Гузель Яхину про 1923 год. Он косит всех.
На войне уцелеть проще, чем при голодоморе. Я пишу, скажем так, о великой индустрии и великой стране, которая пытается насильственным образом перестраиваться. И в результате рушится. Гражданская война не имеет ничего общего с пугачевщиной, кроме количества жертв. Тем, кто читал «Тобол», «Золото бунта», хорошо знаком сплав исторического и приключенческого, который писатель доводит в новом романе до вершин мастерства. Тут несколько сюжетных линий, каждая из которых вполне могла бы существовать как самостоятельная повесть.
Известный писатель Алексей Иванов закончил свой новый роман
Культура - 9 октября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Алексей Иванов (Фото DR). 24 января вышел новый большой художественный роман Алексея Иванова «Бронепароходы» — о речном флоте в годы Гражданской войны. Культура - 9 октября 2023 - Новости Саратова -
Писатель Алексей Иванов: «Россия страшно несвободна»
Попутно в действие объемного 700-страничного нового романа Иванова вплетаются и другие сюжетные линии, так или иначе завязанные на речном флоте. Промышленная война за технологии, новые месторождения и рынки сбыта двух нефтяных корпораций России того времени — концерна Shell и компании братьев Нобель, захват золотого запаса Российской империи в Казани и убийство великого князя Михаила Романова, расстрелянного в окрестностях Перми. Этика эта сродни поведению матери, которая защищает своего ребёнка, не зная, кем вырастет этот человек. Роман посвящён тому, какими должны быть взаимоотношения между людьми и внутри общества, как нужно себя вести, чтобы будущее состоялось. Если общество начинает навязывать будущее, если нам говорят: «Будем жить, как наши предки», то это не настоящее, не подлинное будущее. Подлинное будущее неизвестно, но для него всегда должно быть какое-то место в обществе. Это место надо защищать и расчищать. Мой главный герой — капитан Нерехтин — как раз расчищает место для неизвестного будущего на своём пароходе для беременной Кати, демонстрируя этику сохранения будущего.
Алексей Иванов признался, что у многих героев его нового романа есть исторические прототипы. К примеру, образ пароходчика Дмитрия Якутова списан с известного уральского купца и общественного деятеля Николая Мешкова, а матроса Вольки Вишневского — с драматурга Всеволода Вишневского. Однако в «Бронепароходах» выведено и огромное количество реальных исторических деятелей — Лев Троцкий и Александр Колчак, адмирал Старк, Лариса Рейснер, сарапульский военком Седельников, чекист Жужгов, инженер Турберн. Ужасные, исковерканные судьбы и жизни, оборвавшиеся раньше времени. Потерпевшие поражение белые офицеры, воевавшие на речных кораблях, вынуждены были эмигрировать, но в результате они прожили долгую и весьма достойную жизнь. Многие из них добились больших результатов.
В связи с этим на своём официальном сайте Иванов пояснил, что есть беседы поинтереснее «пермской тухлятины» и что на вопросы по этой теме он отвечать не будет [30]. Пермские власти попытались в ответ установить контакт с Ивановым — по словам продюсера Иванова Юлии Зайцевой, ей звонил некий пермский чиновник, напомнивший о том, что ранее пермские власти издали книгу Иванова [31]. Как продолжение конфликта с пермскими властями в СМИ был расценён тот факт, что в 2015 году Иванов передал в один из архивов Екатеринбурга рукописи своих книг «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы» [32]. Работа в Екатеринбурге[ править править код ] Алексей Иванов на встрече с читателями в Екатеринбурге , сентябрь 2016 года, Ельцин-центр Ещё до объявления бойкота Перми Иванов стал сотрудничать с властями Свердловской области , по заказу и на средства министерства культуры которой в 2012 году вышла книга Иванова «Горнозаводская цивилизация» [33]. В 2014 году на грант губернатора Свердловской области в региональном театре драмы был поставлен спектакль «FAKE, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции» по роману А. Тем не менее о «бойкоте» Ивановым Перми в Екатеринбурге было известно. В 2013 году во время интервью один из местных журналистов спросил у писателя — объявит ли он бойкот свердловским читателям и чиновникам, если свердловские чиновники откажутся поддерживать его проекты [35]. Иванов отказался отвечать на этот вопрос, а присутствовавшая при встрече продюсер писателя Ю. Зайцева предложила журналисту перейти к следующему вопросу, если он хочет «продолжить интервью» [35]. В 2014 году А. Иванов совместно с художником Валерием Штукатуровым выпустил художественный альбом «Екатеринбург: умножая на миллион» [36]. В альбом, текст к которому написал А. Это издание тираж 1 тыс. В 2014 году издательство « АСТ » выпустило тиражом 15 тыс. Шеремет , а общество «Малышева 73» предоставило спонсорскую помощь [40]. Книга вызвала судебный процесс — один из фотографов добился выплаты с издательства себе компенсации за неправомерное использование в книге своей фотографии группы « Наутилус Помпилиус » выплатить назначенную судом сумму пообещал Иванов [41]. Решение суда после рассмотрения апелляционной жалобы истца вступило в законную силу в январе 2016 года [42]. Творчество[ править править код ] Исследователи, анализируя работы Алексея Иванова, обращают внимание на то, что за годы литературной деятельности у писателя менялись не только жанровые пристрастия эволюция шла от фантастики к социальной сатире через реалистические произведения и романы со сложно определяемыми формальными особенностями , но и творческий почерк. Так, филолог Максим Кронгауз , будучи директором Института лингвистики РГГУ , при оценке языка двух романов Иванова — «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» — писал, что «ни одна лингвистическая экспертиза не показала бы, что это произведения одного автора… Нет ничего общего на уровне лексики. Приходится говорить не о языке автора, а о языке отдельного романа» [4]. Основная статья: Общага-на-Крови Роман « Общага-на-Крови » называемый некоторыми литературоведами романизированной повестью [43] был написан в начале 1990-х годов, во время учёбы автора на искусствоведческом факультете Уральского государственного университета. Произведение вышло в свет только в 2006 году, что дало повод Владиславу Крейнину заметить: «В течение 14 лет русская классическая литература не досчитывалась настоящего шедевра» [44]. В основе сюжета — история из жизни студентов, обитающих в соседних блоках общежития и связанных между собой сложной цепочкой взаимоотношений. Вокруг главного героя — первокурсника Отличника — разыгрываются драмы с запоями, страстями, изменами, враждой и страхами [44]. В романе нет указаний на вуз и город хотя Екатеринбург подразумевается «на образном уровне» [43] ; герои практически лишены выхода во внешний мир, и общага для них — «единственно возможная среда обитания, за пределами которой их просто не существует» [44]. Образ общаги рассматривается критиками как своеобразная «модель человеческого общежития», в котором сконцентрировано большое количество типажей — от циников до праведников [45]. Порой герои напоминают театральные маски, появившиеся из мистерии [46] ; иногда они соотносятся с персонажами русской классики — к примеру, Отличник, пытающийся понять всех и вся, является неким аналогом князя Мышкина [45]. Если на идеологическом уровне в дебютном романе Иванова исследователи улавливают отсылку к Достоевскому перекличка наблюдается, в частности, в диалогах, где речь идёт «о вере, истине, таланте» [45] , то в авторской работе с метафорами ощущается влияние Юрия Олеши. По роману был снят фильм, премьера запланирована на осень 2020 года [48]. Основная статья: Географ глобус пропил роман В романе «Географ глобус пропил» 1995 , как и в «Общаге-на-Крови», обнаруживаются автобиографические мотивы: по словам Алексея Иванова, в произведении отразился его опыт работы школьным учителем. В ту пору будущего писателя удивляло отсутствие книг и фильмов, достоверно рассказывающих о провинциальной школе [49]. В «Географе…», названном исследователями «поворотным» романом Иванова, заявлена авторская установка, которой он следовал не только в педагогической, но в литературной деятельности: «Я знаю, что научить ничему нельзя.
Будучи студентом, водил на сплавы трудных подростков. В этот мир писатель погружался 50 лет «с любовью, романтикой и изучением фактажа», подчеркнула продюсер. Заражал романтикой речных затонов. Учил восхищаться стройностью инженерной мысли и видеть красоту работающей реки: с земснарядами, баржами, пожарными катерами и навигационными знаками. И вот наконец мы приплыли.
На онлайн-встрече с читателями Алексей Иванов отметил, что история Калининградской области и Восточной Пруссии — недооцененная страница мировой истории. Открылся такой неизведанный для меня пласт истории, мне стало страшно интересно. Продюсер Алексея Иванова Юлия Зайцева писала, что новый роман — это микс из рыцарей Тевтонского ордена, крестоносцев в Палестине, германских нацистов, советских контрразведчиков и ученых-историков Веймарской республики.