В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. Получи верный ответ на вопрос Что произошло среди восточных славян в 980 году? В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь.
980 год (980 ik;)
Так информация быстро передавалась к самому центру Руси. Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций. Фреска Васнецова. Крещение Руси В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, то есть сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны единый бог, единый князь , так и на внешнеполитической арене независимость от Византии. Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, так как у каждого племени был свой верховный языческий бог. Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси. Однако выбор стал между несколькими религиями.
Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу? Основные причины крещения Руси Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя чего не получилось добиться с помощью языческой реформы Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака Русского князя поразил антураж византийской церкви Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов. Первым шагом к принятию христианства всей Русью стало кончено де крещение самого князя. Все началось с того, что в 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками.
За это в народе и в былинах его красиво прозвали «Красно Солнышко», а РПЦ считает Владимира «равноапостольным», то есть равным апостолам по значению своей миссии — проповедованию Евангелия и обращения народов в православную веру. Когда Святослав умирает в 972 году, он делит свои владения между сыновьями.
Но старший Ярополк, Великий князь Киевский, не теряя времени, идет войной на своего младшего брата Олега, князя древлян. Он убивает Олега и тут же его целью становится самый младший из братьев — Владимир, получивший от отца управление Новгородом. Такая вот братоубийственная война. Владимир — сын рабыни, ключницы Малуши. Преследуемый сводным братом, он бежит к своим дальним родственникам в Норвегию. За это время Ярополк объединяет русские княжества вокруг Киева и устанавливает контакты с Западом, в частности с императором Оттоном Первым.
В 980 году Владимир возвращается в Новгород во главе варяжского флота, решив сразиться со своим сводным братом. В поисках союзников он просит у князя Рогволода Полоцкого руки его дочери Рогнеды, но она надменно отказывается выйти замуж за незаконнорожденного. Да и ладно. Владимир в отместку «осадил Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь взял себе в жены», — рассказывается в «Повести временных лет»!
Позже Владимир I Святославич провел религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство по «византийскому образцу». Распространение православия в удаленных от столицы землях зачастую встречало жестокое сопротивление населения, которое продолжало почитать языческих кумиров, не желая расставаться с традициями предков. Прошли столетия, прежде чем христианство распространилось на обширных просторах страны. Крещение Руси оказало огромное, прогрессивное влияние на жизнь страны, укрепило государственную власть и территориальное единство державы Владимира. Утверждение христианства как господствующего вероучения открыло перед Киевской Русью широкие перспективы экономического и культурного развития, приобщения ее к достижениям византийской и европейской цивилизаций. Возвращение князя Владимира Святославича в Великий Новгород и изгнание им киевского наместника.
Сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде и ее отказ. Расправа с Рогволдом Полоцким. Владимир силой берет в жены Рогнеду. Поход Владимира на Киев. Убийство великого князя Киевского Ярополка Святославича по приказу Владимира. Вступление Владимира Святославича на киевский престол. Женитьба Владимира на жене сводного брата Ярополка гречанке Юлии. Рождение у Юлии сына Святополка. Позднее 980 г. Князь Владимир реформирует языческий пантеон.
Отправка воеводы Добрыни Любечанина наместником в Новгород. Возведение в Новгороде идола Перуна. Поход Владимира против польского князя Мешко I. Завоевание городов Червень, Перемышль и других на Волыни. Усмирение вятичей и наложение на них дани. Подавление нового восстания вятичей. Покорение балто-литовского племени ятвягов и установление контроля над Судовией. Расправа язычников с христианами Иоанном и Феодором в Киеве.
Именно с этой целью и была проведена в 980 году князем Владимиром языческая реформа, в рамках которой он учредил высший пантеон богов, над ним безраздельно властвовал Перун. Это должно было напоминать людям картину реального мира и придавать княжеской власти должную сакральность. Непопулярные новшества Несмотря на то что языческая реформа была осуществлена в рамках религии, господствовавшей на Руси уже несколько столетий и ставшей неотъемлемой частью общественной жизни, она не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Причина, по мнению историков, состоит в том, что, преследуя интересы высшего сословия, князь разрушил общий строй мифологических представлений народа, самовольно возвысив одних богов и ниспровергнув других. Таким образом, установленный им культ был узкогрупповым и не соответствовал духовным запросам всего народа. Божества, статус которых был поднят языческой реформой, составили так называемый Пантеон князя Владимира. Разумеется, это современный термин, в те же давние времена их попросту выделили из общей массы богов и попытались сделать объектом особого поклонения. Сразу же нашлись не в меру ретивые исполнители княжеской воли, которые, невзирая на всеобщий ропот, принялись выкидывать из капищ идолы опальных богов и на их место устанавливать новые. Низвергнутые боги Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня. Когда же охальник посягнул на Велеса — весьма почитавшегося новгородцами, но отвергнутого князем Владимиром, окружавшая толпа ощетинилась рогатинами. Это сразу остудило его пыл, и с тех пор оба божества мирно соседствовали, пока в 988 году, в связи с крещением Руси, правительственная идеология вновь не претерпела изменений. Их немедленно обоих объявили пережитками прошлого и утопили в Волхове под тягостное молчание собравшейся толпы.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
В 980 году князь Владимир Святославич, известный как Владимир Великий, решил покончить с этой угрозой и отправил свою армию на поход против кочевников из Касогов. Великое княжество приготовилось к войне, готовя вооруженные силы и собирая союзников. Кочевники были хорошо вооружены и способны вести боевые действия. Однако русский воин был более организован и напорист. Битва была жесткой и кровопролитной. В ходе сражения князь Владимир Великий проявил себя как великий полководец. Он лично вел свои войска и отлично командовал армией.
Русские воины были мотивированы и готовы биться до последнего мужчины, чтобы отстоять свою землю. В результате битвы на реке Терек русские войска одержали победу.
Христианство стало основой для формирования русского культурного и религиозного пространства. Победа Руси в войне с Печенегами В 980 году Русь столкнулась с серьезной угрозой со стороны племен печенегов.
Этот народ, известный своей воинственностью и владением конницей, много лет был на землях Руси и причинял немалые беды местным жителям. Однако русские князья объединили свои усилия и сформировали войско для встречи с врагом. Во главе русской армии выступили князь Владимир Святославич и его сын Ярослав. Они вели мудрую политику, заключив союз с другими восточнославянскими племенами и привлекли к сотрудничеству византийских негаторов.
Таким образом, удалось собрать мощное войско и грамотно организовать его действия. Сражение с печенегами проходило в районе реки Керчи на западе Руси. Воины подошли к этому сражению с полной серьезностью и решимостью одержать победу. Захваченное предварительно strategic position позволило русским воинам установить контроль над обстановкой и выбрать наиболее выгодное время для атаки.
Храбрые и опытные русские воины успешно справились с печенегами благодаря своему качественному оружию, мастерству в бою и стройной организации. Они проявили безупречное согласование действий и вели мощную контратаку, отбившую атаку печенегов и приведшую к их поражению. Победа в войне с печенегами была огромным достижением для Руси. Она подтвердила силу и сплоченность восточнославянских племен и знаменовала новый этап в истории княжества.
Чеканку монеты начал брат Владимира -Ярополк, чеканка монет продолжилась и при Владимире. Видов монеты чеканилось два— золотой «златников» и серебряной «сребреников» , византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимир на стол» Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый Тризуб. Выпуск монеты был обусловлен не экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской монетами, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. Культурное развитие православной Руси[ ] Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары.
Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме 990 год , Белгород 991 год , Переяславль 992 год и многие другие. Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка , под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом , когда внезапно заболел и скончался 15 июля 1015. Похоронен в Десятинной церкви в Киеве.
После смерти Владимира соперничать за Киевский престол стали Святополк , которого прозовут Окаянным, и Ярослав , которого назовут Мудрым. Семейное древо[.
Впрочем, у последнего были и личные мотивы: в Древлянской земле князем Олегом был убит его сын Лют, и Свенельд настойчиво толкал Ярополка к войне с братом. В 977 г. Олег был убит в сражении, а Владимир, боясь повторить его судьбу, бежал из Новгорода за море, откуда вернулся через три года, наняв сильную варяжскую дружину.
По-видимому, его поддерживал не только закоснелый в своем язычестве север, но и соответствующие круги на юге. Владимир Святой Владимир в 980 г. Он осадил брата в городке Родне, а вскоре Ярополк, преданный своим новым воеводой Блудом, попал в руки к младшему брату и был убит при встрече с ним двумя варягами-наемниками. С 980 г.
Языческая реформа Владимира в 980 году — особенности, история и интересные факты
В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Подробные ответы на вопрос Что произошло в 980 году на руси? Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья. СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА В годы правления князя Владимира I Святославича, получившего в истории имя Святого, земли восточных. Период 980-1015 годов в истории Руси — это время княжения сына Святослава — Владимира Святого.
980 год в истории России: события и значимые моменты
Что произошло в 980 году на Руси? Найдено ответов: 25 | Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон. |
Реформа язычества на Руси | Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. |
Что произошло среди восточных славян в 980 году? | И происходит это в 980 году. |
Крещение Руси
- 980 год — Википедия
- решение вопроса
- Что происходило в 980 году на Руси — важные события и исторические факты
- Это произошло в 980 году в небольшом поселении на Афоне, называемом Карея.
Первая междоусобица и начало правления князя Владимира (977—980)
В 980 году на Руси произошло разрушение Древлянского княжества, что имело серьезные последствия для этого региона. Языческая реформа в 980 году не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Междоусобица 977-980 годов – первый конфликт за власть среди Рюриковичей. Получи верный ответ на вопрос Что произошло среди восточных славян в 980 году? Тем временем в Норвегии Владимир набрал варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород и выгнал посадника Ярополка. В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович.
Что происходило в 980 году в истории?
Разработка и использование первой кириллической азбуки. С помощью учителей из Византии, Владимир Великий создал алфавит, основанный на греческом, чтобы улучшить образование и связь в своей стране. Исторические события 980 года являются важными моментами в развитии Киевской Руси и имели долгосрочное влияние на историю России и Восточной Европы в целом. Важные события В 980 году произошло несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на ход истории. Некоторые из них включают: Смена правителя в Византийской империи В 980 году в Византийской империи на престол взошел император Василий II. Его правление оказало значительное влияние на политику и экономику империи. Это сражение оказало решающее влияние на будущие отношения между этими двумя государствами. Создание Киевской митрополии В 980 году была основана Киевская митрополия, которая стала одной из наиболее значимых церковных организаций в Киевской Руси.
Постоянно поддерживал связи с Западом: послы киевского князя дважды посещали Папу Римского в 988 и 991 , в 994 и 1000- посольство Владимира ездило в Рим, неоднократно происходил обмен посольствами с Германией. Заключил мирные договоры с Венгрией, Чехией, Польшей, Византией.
Итоги деятельности Объединение и усиление государства, повышение авторитета княжеской власти Формирование единой идеологии с принятием христианства Завершение процесса формирования государственной территории Укрепление международного положения Руси Сделан значительный шаг в развитии культуры ЛИЧНОСТИ Константин и Василий II- византийские императоры, попросившие у Владимира помощи от мятежника — военачальника Варды Фоки. Владимир обещал, но с условием - жениться на их сестре Анне. Императоры согласились, потребовали, чтобы Владимир крестился. Владимир крестился в Херсонесе. Анна - византийская принцесса, жена Владимира. Кирилл и Мефодий- славянские просветители 9 века, проповедники христианства. Первые переводчики богослужебных книг на старославянский язык. Создали славянскую азбуку - кириллицу, заложили основы славянской письменности и литературы.
Он объединил воедино многочисленные племена и народы, раскинувшиеся по просторам Руси, и установил на территории своего княжества мир и порядок. Владимир признан также основателем Русской Православной Церкви, введя христианство на земли Руси и установив его как государственную религию. После смерти Владимира Великого, на Руси началась ожесточенная борьба за власть. Его смерть оставила противоречия и неопределенность в вопросе наследования престола. Приемником княжеского престола стал его сын Ярослав Мудрый, однако путильмититид нам целит от его власти очень многие местные княжества. В результате государство было разделено между ярилями ись октестрилоры. Смерть Владимира Великого повлекла за собой государственный кризис и падение мощи Русской княжеской державы. Раздробление княжеств и взаимные войны между ними ослабили политическую и экономическую силу государства. Центральное управление оказалось ослабленным, и города стали воевать за независимость и торговые привилегии.
Этот храм одновременно и противопоставлял Трапезунд Константинополю с его Святой Софией, и на символическом уровне превращал Трапезунд в новый Константинополь. Икона мастера Северной Греции. Пушкина На вторую четверть XIV века приходится начало паламитских споров. Святитель Григорий Палама 1296—1357 был оригинальным мыслителем, который развил вызвавшее множество споров учение о различии в Боге божественной сущности с которой человек не может ни соединиться, ни познать ее и нетварных божественных энергий с которыми соединение возможно и защищал возможность созерцания посредством «умного чувства» Божественного света, явленного, согласно Евангелиям, апостолам во время преображения Христа Например, в Евангелии от Матфея этот свет описан так: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» Мф. В 40-е и 50-е годы XIV века богословский диспут тесно сплетался с политическим противостоянием: Палама, его сторонники патриархи Каллист I и Филофей Коккин, император Иоанн VI Кантакузин и противники позже перешедший в католицизм философ Варлаам Калабрийский и его последователи Григорий Акиндин, патриарх Иоанн IV Калека, философ и писатель Никифор Григора попеременно то одерживали тактические победы, то терпели поражение. Собор 1351 года, утвердивший победу Паламы, тем не менее не положил конец спору, отголоски которого были слышны и в XV веке, но навсегда закрыл путь антипаламитам в высшую церковную и государственную власть. Некоторые исследователи вслед за Игорем Медведевым И. Еще более полное отражение гуманистические идеи нашли в творчестве неоплатоника и идеолога языческого обновления Византии Георгия Гемиста Плифона, чьи труды были уничтожены официальной церковью. Даже в серьезной научной литературе иногда можно увидеть, что слова « анти паламиты» и « анти исихасты» используются как синонимы. Это не вполне верно. Исихазм от греч. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора на византийской или на итальянской территории и его статус будет ли он заранее обозначен как «объединительный». В конце концов встречи произошли в Италии — сначала в Ферраре, затем во Флоренции и в Риме. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу Filioque. Но уния не нашла поддержки у византийского епископата главой ее противников стал епископ Марк Евгеник , что привело к сосуществованию в Константинополе двух параллельных иерархий — униатской и православной. Спустя 14 лет, сразу же после падения Константинополя, османы приняли решение опереться на антиуниатов и поставили патриархом последователя Марка Евгеника — Геннадия Схолария, но формально отмена унии случилась только в 1484 году. Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской и античной культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы , которая стала основой Библиотеки святого Марка. Османская держава названная так по имени первого правителя Османа I возникла в 1299 году на руинах Сельджукского султаната в Анатолии и на протяжении XIV столетия наращивала экспансию в Малой Азии и на Балканах. Краткую передышку Византии дало противостояние османов с войсками Тамерлана на рубеже XIV—XV веков, однако с приходом к власти Мехмеда I в 1413 году османы вновь стали угрожать Константинополю. Картина Джентиле Беллини. К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя Трапезунд был от Константинополя фактически независим , а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес. В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь причем весьма ограниченную предложили только венецианцы и Рим. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою. О его смерти, обстоятельства которой ученым не известны, было сложено множество невероятных историй; в народной греческой культуре в течение многих веков бытовала легенда о том, что последний византийский царь был обращен ангелом в мрамор и ныне покоится в тайной пещере у Золотых ворот, но вот-вот пробудится и изгонит османов. Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию. А историк Михаил Критовул создал историю-похвалу Мехмеду — типичный византийский панегирик со всей обязательной риторикой, но в честь мусульманского властителя, который тем не менее назван не султаном, а на византийский манер — василевсом. Источники Карпов С. История Трапезундской империи. Любарский Я. Михаил Пселл: личность и творчество: К истории византийского предгуманизма. Медведев И. Angold M. London, New-York, 1984. Beck H. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Brubaker L. Byzantium in the Iconoclast Era, c. Cambridge, 2011. Cameron A. Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1991. Dagron G. Paris, 1996. Paris, 1974. Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Cambridge, 1948. Haldon J. Byzantium in the 7th Century: The Transformation of a Culture. Cambridge, 1990. The Palgrave Atlas of Byzantine History. New York, 2005. Kaldellis A. Cambridge; New York, 2007. Kazhdan A. Berkeley, Los Angeles, London, 1985. Lemerle P. Paris, 1971. Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143—1180.
Что было в 980 году по истории
В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства. Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья. Какое событие произошло в 980 г. Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Трагедия произошла в Минске 118 лет назад, стреляли по его ж.
Принятие христианства на Руси
В 980 году произошло несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на ход истории. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь.
Мировая история: 980-е годы до нашей эры
В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон.
События на Руси в 980 году
Кроме того, мирное соглашение укрепило положение Великого княжества Русь на международной арене и позволило ему стать одним из важных игроков в политике Византии. Мир между Русью и Византией продолжался еще много лет после подписания соглашения 980 года и существенно способствовал развитию стабильных и доверительных отношений между этими двумя великими государствами. Князь Владимир I принял христианство в качестве государственной религии В 980 году князь Владимир I принял решение о принятии христианства в качестве государственной религии в Киевской Руси. Это стало одним из важнейших событий в истории Руси и оказало глубокое влияние на дальнейшее развитие страны. Принятие христианства Владимиром I привело к дальнейшему распространению христианства среди населения. Крещение русских язычников происходило массово, а храмы и церкви начали строиться по всей стране. Это способствовало укреплению единой национальной идеи и созиданию единого государства. Принятие христианства не только укрепило позиции Киевской Руси в Европе, но также повлияло на ее культуру и образ жизни. Христианство стало основой моральных и этических ценностей, повлияло на правовую систему и образование. В течение многих веков христианство было духовным и культурным фундаментом Руси и России.
Владимир Святой провел реформы, направленные на укрепление единой власти. Он создал единые законы и систему управления, разработал новую армию и учреждения, которые способствовали улучшению жизни населения. Объединение Руси под руководством Владимира Святого сыграло важную роль в истории формирования России. Это событие стало отправной точкой для развития единого государства и укрепления единства русского народа. Со временем объединенная Русь стала мощной и сильной державой, которая смогла противостоять внешним врагам и стать одной из великих держав мира. Кунаширское сражение В 980 году на северо-востоке Древней Руси произошло крупное сражение между русскими воинами и половцами. Это сражение стало известно как Кунаширское сражение. Половцы, племя номадов, вторглись на русские земли, грабя и пытаясь захватить важные торговые пути.
Русский князь Владимир Святославич собрал войско и отправился против половцев. Кроме того, войско князя усилило подкрепление из других русских княжеств.
Владимир Святославич также заботился о развитии культуры и образования. Он ввел христианство на Руси и распространил его в своем княжестве. Великим князем он правил 35 лет и сыграл важную роль в истории России. Объединение Руси Владимир Святой был известен своей храбростью и мудростью.
Он понимал, что только объединенная Русь может противостоять внешним угрозам и сформировать мощное государство. Поэтому он предпринял решительные шаги для достижения этой цели. Владимир Святой пригласил представителей разных княжеств на встречу в город Белоозеро. На этой встрече была заключена договоренность о создании единого государства, где Владимир Святой стал главным князем. Однако объединение Руси не ограничилось только договоренностью. Владимир Святой провел реформы, направленные на укрепление единой власти.
Ромеи завершили завоевание обескровленной Болгарии, превратив её в свою провинцию. Болгарский царь Борис II униженно прошел в триумфальном шествии по Константинополю, сложил с себя царские регалии и стал второразрядным византийским придворным, а его брата Романа оскопили. Греки постарались лишить Русь выхода к Чёрному морю. Вопреки с соглашением со Святославом, по которому «Боспор Киммерийский был русским владением, греки позволили иудейским купцам хазарам возродить в Керчи и на Тамани свой кровавый, рабовладельческий промысел. Осколок Хазарского каганата ожил и наладил связь с Киевом, где у хазар были свои люди. Второй Рим постарался подмять под себя Киев. Византия стала опорой для Свенельда с Ярополком. Когда князь подрос, его женили на неизвестной гречанке, якобы пленной монашке — это один из самых хитрых политических ходов — привязка политика с помощью жены. При гречанке при великокняжеском дворе появились византийские священники, понятно, что не случайные люди.
Всё это методика концептуально-идеологической, информационной и тайной войны, которую люди ведут уже не одну тысячу лет. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Считается, что войну начал Свенельд. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом: «Поди на брата своего и захвати волость его». Свенельд разгромил древлян. Олег пытался скрыть в граде Вручий: «Был мост через ров к городским воротам, и люди, теснясь на нём, пихали друг друга в ров. И спихнули Олега с моста вниз». Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал.
В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены, видимо, умер, и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевсокм князе занял воевода Блуд. Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Ярополк стал правителем всего Русского государства. Тем временем Владимир сохраняя связи с новгородцами, получил от них деньги и набрал войско из варягов западных русов. После этого он вернулся в Новгород, убив посадника Ярополка. Владимир начал собирать армию из племенных союзов Северной Руси. Видимо, в этот период он получил поддержку русского жречества против Ярополка, которого поддерживали христиане. Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землей.
Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира? Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Разгневанный Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою, а Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. После этого он взял Рогнеду в жены. Стоит отметить, что будущий «святой» князь был весьма любвеобилен, имел сотни наложниц и несколько законных жен.
Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства язычники ещё преобладали , не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан.
14 августа. Кревская уния
О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним.
Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством.
Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане.
За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства.
И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму.
После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I.
Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Но вернемся к вопросу о варяго-русских. Русские варяги — это наименование, которое должно быть принято, чтобы отделить их от англо-варягов, которые в дальнейшем сменили собой русских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось. Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии в принятии христианства. Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой.
Есть все основания думать, что у славян была примитивная письменность и до крещения Руси. Об этом в первую очередь свидетельствуют договоры с греками, один экземпляр которых изготовлялся на русском языке. Исключительны роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,— это самое важное, что дало Руси крещение. Наконец, еще одна деталь.
Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне повествуют о крещении норвежского короля Олафа. По разным вариантам саг Олаф крестился либо в Греции, либо в Киеве, где его убедил принять христианство конунг Валдемар, то есть князь Владимир. Сам же князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься под влиянием самой умной из своих жен. Из всех жен Владимира единственной, которая была ему родственна по языку и могла его убедить в столь сложном вопросе, была болгарыня.
Обретение независимости от Хазарского каганата Хазарское каганат — могущественное государство, охватывавшее большую часть Восточной Европы и Средней Азии. Оно управлялось хазарскими каганами, которые являлись властителями и политическими лидерами этой территории. Однако, хазарское государство испытывало серьезные проблемы внутри и снаружи, что вызвало возможность независимости для различных территорий. Беларусь не была исключением.
Влияние Хазарского каганата на белорусские земли ослабло, и народ начал искать возможности для самостоятельности. В конце концов, в 980 году, белорусские земли обрели независимость от Хазарского каганата. Это событие открыло новую главу в истории Беларуси. Обретение независимости позволило белорусам развивать свою культуру, традиции и политическую систему.
Что было в 1016 году? Подавление русами мятежа, поднятого против Византия стратигом Херсонеса Георгием Цуло. Русский корпус в Сицилии и в Апулии. Что было в 1036 году? Осада Киева печенегами 1036 — военная акция печенегов против столицы Киевской Руси, начатая после смерти черниговского князя Мстислава Храброго и во время отъезда Ярослава Мудрого из Киева в Новгород. Описана в «Повести временных лет».
Реформа язычества на Руси Опубликовано 03. Но она потерпела неудачу. А вторую попытку предпринимает князь Владимир Святославович. И происходит это в 980 году. Каковы же были причины для проведения этой реформы? Дело в том, что все развивающееся государство Киевская Русь требовало какого-то упорядочивания язычества, которое было слишком примитивно. Тем более оно в каждом регионе имело свои особенности, свои племенные культы. После смерти Олега к власти приходит князь Святослав, который ссылает своего сына Владимира в Новгород. В столице же тем временем правит Ярополк. И Владимир с целой армией язычников идет в Киев, чтобы убить брата и занять престол, став новым князем. Сохранились даже отрывки из знаменитой летописи «Повесть временных лет» Нестора, описывающие эти события. Изначально было два культа — Перуна и Велеса. Но теперь Владимир объявил главой пантеона из шести божеств Перуна, называя его общеславянским богом.