Качественная определенность экономики: онтологическая Увертюра к спору экономистов о методе. Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом. Смотреть значение Увертюра в других словарях. Увертюра — ж. франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища.
Вступление или Увертюра?
Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение. Поначалу увертюра носила развлекательный характер: исполняли её в то время, когда публика заполняла зрительный зал. Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса. Смотреть значение Увертюра в других словарях. Увертюра — ж. франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В немецкой музыке 1-й половины 18 века франц. увертюра применялась, помимо опер и кантат, в сюитах, причём увертюрой могло называться и всё сочинение. Музыкальное вступление к оперному, театральному представлению. Ария - партия для одного голоса, реже — инструмента. Теперь понятно, что открывает увертюра – она призвана открывать (то есть начинать) спектакль – драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему.
Увертюра: что это такое в музыке кратко
инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Музыкальное начало любого крупного произведения, ярко передающего его суть – вот что такое увертюра. муз. увертюра (аналогично русскому слову) Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Справка из Вики: Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: УВЕРТЮРА.
Что такое увертюра в музыке 6 класс | Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы. |
музыка by Dasha Nesterova on Prezi | Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром. |
Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра | Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса. |
Что такое увертюра? | Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1]. |
Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра
Увертюра это простыми словами | Увертюра (overture, ouverture) — инструментальная оркестровая пьеса, симфония, служащая вступлением (кратким или развёрнутым) к музыкальному произведению или спектаклю: опере, оперетте, оратории, кантате, балету, сюите. |
Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов | В этом случае увертюра может исполняться в качестве отдельного музыкального произведения. |
Значение слова «увертюра» | Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. |
Свободный полёт - 6: Словарь музыкальных терминов. Увертюра | Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. |
УВЕРТЮРА в энциклопедии музыки | Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса. |
Оперная увертюра от Моцарта до Вагнера
Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом. Последние ответы Ilyaskalindiro 28 апр. Krivosheina98 27 апр. Налугупасутся ко" Музыка — А. Пахмутовой, Слова — Ю. Vanyushagordee 27 апр. Шуман правельный ответ...
Увертюра от фр. Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Традиция возвещать о начале представления кратким музыкальным сигналом существовала задолго до того, как термин «увертюра» закрепился в творчестве сначала французских, а затем и других европейских композиторов XVII в. Однако постепенно требования к увертюре изменялись: она все сильнее подчинялась общему художественному замыслу произведения. Сохранив за увертюрой функцию торжественного «приглашения к зрелищу», композиторы, начиная с К. Глюка и В. Моцарта, значительно расширили ее содержание. Средствами одной лишь музыки, еще до того, как поднимется театральный занавес, оказалось возможным настроить зрителя на определенный лад, рассказать о предстоящих событиях. Не случайно традиционной формой увертюры стала сонатная: емкая и действенная, она позволяла представить различные действующие силы в их противоборстве. Такова, например, увертюра к опере К.
Слайд 5 Увертюра к опере Моцарта «Свадьба Фигаро», 1786г. Слайд 6 Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен», 1875г. В увертюре возникает основной лейтмотив оперы — тема «роковой страсти» Слайд 7 Увертюра к опере М.
Разделы сонатной формы Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы Тема о музыке,которая открывает оеру,балет,драматический сектакль,кинофильм. Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Увертюра это простыми словами
Моцарт одним из первых начал писать увертюры к своим творениям, после чего увертюра заняла достойное место в музыке. это оркестровое вступление к оперному или драматическому спектаклю, концерту, кинофильму. Второе значение слова «увертюра» заключается в обозначении жанра симфонической музыки, а именно самодостаточного одночастного концертного произведения, как правило, написанного в сонатной форме. Увертюра – это не только вступление к крупному музыкальному произведению: опере, балету, но и самостоятельный музыкальный жанр.
Роль увертюры в классической музыке
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: УВЕРТЮРА.
- Майкапар Александр | Музыкальные жанры. Увертюра | Журнал «Искусство» № 6/2009
- Увертюра: что это такое в музыке кратко
- Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра
- Увертюра — Википедия
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ: УВЕРТЮРА.
Увертюра и интродукция в опере 19 века.
Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы. Для этого необходимо было строить увертюру на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречались бы в опере. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть “Музыки для королевских фейерверков” Генделя. Увертюра служит вступлением к музыкальному произведению, предвещая его основную тематику и создавая настроение у слушателя. Оперная увертюра (главным образом итальянская) подготовила классическую симфонию (от французской увертюры перешло медленное вступление в первых частях симфоний).
Увертюра: что это такое в музыке кратко
Какую связь мы видим в программной музыке? Как называется форма построения увертюры? Увертюра написана в сонатной форме и базируется на темах, которые затем встречаются в опере. Решительные аккорды, звучащие во вступлении, - музыка финального хора, прославляющего Родину и героев-защитников. Какое значение увертюры в музыкально театральных спектаклях? Теперь понятно, что открывает увертюра — она призвана открывать то есть начинать спектакль — драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему. Когда звучит увертюра в опере? Увертюра часто сопровождалась серией танцевальных мелодий перед поднятием занавеса и часто исполнялась и после пролога, чтобы предварить собственно действие. Так в опере Люлли «Тесей» увертюра начинает и завершает пролог оперы.
В ней кроме оркестра звучат колокола, хор, а заключают «Торжественную увертюру в память 1812 года» орудийные залпы. Только так можно было определить и подчеркнуть популярность армии-победительницы в мире и значимость самой победы. В этом случае грандиозное музыкальное произведение — вот что такое увертюра. Необходимость, обусловившая появление А задумывалась такая вступительная часть изначально как третий звонок. То есть предоставление возможности зрителям рассесться по своим местам и внутренне, ориентируясь на звучащую музыку, подготовиться к прослушиванию произведения. Разумеется, талант композитора определяет все, и некоторые увертюры так красивы, что живут самостоятельной жизнью в разделе «Популярная классическая музыка». Увертюра к опере "Травиата" - Д. Верди Рассказ о трагической судьбе героев, о жестокости, на которую способна безответная любовь и ревность, переданный при помощи очень красивой музыки — вот что такое увертюра в данном конкретном случае. Музыкальное вступление к художественным произведениям Список музыкальных вещей, служащих вступлением к чисто драматическим произведениям, пополняет увертюра - фантазия "Ромео и Джульетта", написанная Чайковским. Толстой - эта мысль пронизывает все творчество Чайковского. Лондонский симф. Дирижер - В.
Таким образом, когда поднимался занавес, зритель посредством музыкальных звуков непроизвольно настраивался на лад, соответствующий тематике спектакля. Моцарт значительно расширил содержание музыкальных предисловий к оперным спектаклям, а для более точной передачи смысла и настроения оперы, не переставая, занимался усовершенствованием формы. Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование. Так появился новый музыкальный жанр— концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера , «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона , «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди образцов данного вида необходимо отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова. Постепенно во второй половине XIX века отношение композиторов к увертюре заметно меняется. Всё чаще наряду с замечательными образцами увертюр в сонатной форме, какими являются «Сила судьбы» Верди , «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Князь Игорь» Бородина , «Псковитянка» Римского-Корсакова, музыкальным предисловием к операм и балетам становятся вводящие в действие небольшие интродукции, например, к операм «Евгений Онегин» Чайковского , «Кармен» Бизе и балету «Коппелия» Делиба. Помимо этого, концертные увертюры тоже впоследствии уступили место симфоническим поэмам, музыкальную форму которых создал Ференц Лист. В XX веке композиторы тоже нередко обращаются к жанру «увертюры», однако если в операх и балетах они используют различные виды вступлений, то довольно часто сочиняют произведения, приуроченные к торжественным датам. Среди таких композиций выделяется «Приветственная увертюра» Хачатуряна , «Праздничная увертюра» Шостаковича , «Торжественная увертюра» Глиэра. Также нельзя оставить без внимания увертюры, написанные к кинофильмам и мюзиклам — жанрам, зарождение которых произошло лишь в прошлом веке. Интересные факты Увертюра к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, ещё при жизни композитора получившая признание слушателей, и в нынешнее время причисляется к хитам классической музыки. Огромной популярностью она стала пользоваться после того, как прозвучала с экранов телевизоров в мультфильме «Кролик из Севильи» выпущенного 1950 году студией Warner Bros. Россини написал оперу «Севильский цирюльник» в сжатые сроки: всего за двадцать дней. Партитуру оперы нужно было сдавать, а времени на написание увертюры совсем не было. Долго не раздумывая, композитор взял вступление, изначально предназначенное к опере «Аврелиан в Пальмире», а затем послужило музыкальным прологом к спектаклю «Елизавета, королева английская». Лишь, исполненная перед началом «Севильского цирюльника», она завоевала любовь публики. Стоит отметить, что дирижёры, чтобы не утомлять публику слишком длинным вступлением, значительно сокращают увертюру, начиная её с заключительной четвёртой части. Поскольку увертюра долгое время выполняла функцию привлечения внимания, то и начинать её полагалось с громких звуков. Однако вступление к опере « Сорока-воровка» Россини при участии звонких барабанов было настолько поразительно — оглушительным, что некоторые слушатели, ошарашенные первыми звуками, назвали композитора «варваром». Увертюра Людвига ванн Бетховена «Эгмонт» ещё при жизни композитора завоевала такую огромную популярность, что нотное издательство не успевало её печатать. Произведение, на заглавном листе которого делали пометку «знаменитая увертюра», печатали в переложениях, как для камерного музицирования, так и для исполнения большими военными оркестрами. Пётр Ильич Чайковский при сочинении увертюры «1812 год» так патриотически настроился, что оркеструя её, написал партию для настоящих пушек.
Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование. Так появился новый музыкальный жанр— концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера , «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона , «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди образцов данного вида необходимо отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова. Постепенно во второй половине XIX века отношение композиторов к увертюре заметно меняется. Всё чаще наряду с замечательными образцами увертюр в сонатной форме, какими являются «Сила судьбы» Верди , «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Князь Игорь» Бородина , «Псковитянка» Римского-Корсакова, музыкальным предисловием к операм и балетам становятся вводящие в действие небольшие интродукции, например, к операм «Евгений Онегин» Чайковского , «Кармен» Бизе и балету «Коппелия» Делиба. Помимо этого, концертные увертюры тоже впоследствии уступили место симфоническим поэмам, музыкальную форму которых создал Ференц Лист. В XX веке композиторы тоже нередко обращаются к жанру «увертюры», однако если в операх и балетах они используют различные виды вступлений, то довольно часто сочиняют произведения, приуроченные к торжественным датам. Среди таких композиций выделяется «Приветственная увертюра» Хачатуряна , «Праздничная увертюра» Шостаковича , «Торжественная увертюра» Глиэра. Также нельзя оставить без внимания увертюры, написанные к кинофильмам и мюзиклам — жанрам, зарождение которых произошло лишь в прошлом веке. Интересные факты Увертюра к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, ещё при жизни композитора получившая признание слушателей, и в нынешнее время причисляется к хитам классической музыки. Огромной популярностью она стала пользоваться после того, как прозвучала с экранов телевизоров в мультфильме «Кролик из Севильи» выпущенного 1950 году студией Warner Bros. Россини написал оперу «Севильский цирюльник» в сжатые сроки: всего за двадцать дней. Партитуру оперы нужно было сдавать, а времени на написание увертюры совсем не было. Долго не раздумывая, композитор взял вступление, изначально предназначенное к опере «Аврелиан в Пальмире», а затем послужило музыкальным прологом к спектаклю «Елизавета, королева английская». Лишь, исполненная перед началом «Севильского цирюльника», она завоевала любовь публики. Стоит отметить, что дирижёры, чтобы не утомлять публику слишком длинным вступлением, значительно сокращают увертюру, начиная её с заключительной четвёртой части. Поскольку увертюра долгое время выполняла функцию привлечения внимания, то и начинать её полагалось с громких звуков. Однако вступление к опере « Сорока-воровка» Россини при участии звонких барабанов было настолько поразительно — оглушительным, что некоторые слушатели, ошарашенные первыми звуками, назвали композитора «варваром». Увертюра Людвига ванн Бетховена «Эгмонт» ещё при жизни композитора завоевала такую огромную популярность, что нотное издательство не успевало её печатать. Произведение, на заглавном листе которого делали пометку «знаменитая увертюра», печатали в переложениях, как для камерного музицирования, так и для исполнения большими военными оркестрами. Пётр Ильич Чайковский при сочинении увертюры «1812 год» так патриотически настроился, что оркеструя её, написал партию для настоящих пушек. По этой причине оригинальная версия данного произведения исполняется очень редко. На красочный фейерверк в честь национального праздника американцы уже более сорока лет любуются под звуки гимна царской России «Боже, царя храни!
Что такое увертюра в музыке кратко?
музыка by Dasha Nesterova on Prezi | это оркестровое вступление к оперному или драматическому спектаклю, концерту, кинофильму. |
Свободный полёт - 6: Словарь музыкальных терминов. Увертюра | Увертюра – это интродуктивное музыкальное произведение, которое открывает оперу, балет или симфонический концерт. |
Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы | Классические увертюры встречаются и в жанре музыки для драматического театра самый яркий пример — Эгмонт Бетховена. |
презентация "увертюра" | Презентация к уроку по музыке на тему: | Образовательная социальная сеть | это музыкальное произведение, задающее настроение фильму перед началом вступительных титров. |
Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра
Крутить увертюру работать сверхурочно. В 19 20 вв. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у.
Одночастное музыкальное произведение обычно относящееся к программной музыке. Толковый словарь Ожегова. Толковый словарь Даля.
Фильм балет. Балетная феерия на темы зарождения стихий в начале времен. В истории оперы увертюры писались поначалу для того, чтобы дать публике время занять места в зале.
Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции.
С появлением новых видов искусства музыкальное вступление заняло свое место в кино, балете, театре, оратории. Она создает настроение, подготавливает зрителя к будущему действию не только музыкальных произведений. Инструментальное вступление заняло свое место во многих жанрах. Первые увертюры писались и проигрывались лишь для того, чтобы зрители могли спокойно занять свои места в зале. Эту традицию изменил Моцарт.
Он сделал увертюру полноценной, значимой частью произведения. Музыка на титрах — неотъемлемая часть любого кинофильма. Она формирует эмоциональное восприятие картины еще до начала развития сюжета. Музыка в театре до открытия занавеса помогает зрителю сосредоточиться на сцене.
Люлли установился тип французской увертюры, состоявшей из вступительной медленной и быстрой фигурированной частей. Во 2-й половине 17 века в неаполитанской оперной школе сложился тип 3-частной итальянской увертюры sinfonia , в которой крайние части быстрые, средняя - медленная, певучая.
В немецкой музыке 1-й половины 18 века франц. Во 2-й половине 18 - начале 19 века увертюра приобрела новые черты: использование материала из сцен оперы; сонатная форма, обобщение основного характера драм.
Большая часть таких концертных «увертюр» делятся на два вида: программная и праздничная. Программы композиций первого вида либо создаются самим автором, либо отражают сюжет того или иного литературного произведения. Праздничные «увертюры», как правило, посвящаются памятным и торжественным датам. Популярные увертюры Джоаккино Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник».
Это одна из самых известных увертюр композитора. Она написана в репризной контрастной трёхчастной форме, с неторопливым вступлением, за которым следует задорный по характеру первый раздел, а далее лирический средний эпизод. Необходимо отметить, что музыка данной увертюры не связанна ни с сюжетом оперы «Севильский цирюльник» , ни с тематическим материалом этого музыкального спектакля. Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Для своего времени эта увертюра являлась поистине уникальной. Её музыка, написанная в сонатной форме без разработки, передаёт неудержимую радость и стремительную смену событий, происходящие в тот «безумный день», о котором рассказал драматург Пьер Бомарше и вместе с ним великий Моцарт.
Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Данное произведение входит в перечень самых известных сочинений композитора. В нём в полной силе не только передан замысел знаменитой драмы великого Гёте, но и посредством музыкальных звуков так отображена свобода духа и воля к победе, что эта композиция стала актуальной на все времена. Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Искромётная музыка этой поистине выдающейся композиции буквально с первых звуков заставляет слушателей окунуться в сказочную атмосферу.
Поскольку увертюра была написана композитором после того как он завершил работу над партитурой спектакля, то во вступлении нет ни одной темы, которая потом бы не прозвучала в опере. Музыка вступления повествует о том, что, несмотря на испытания, которые придётся преодолеть главным героям, любовь и добро одержат победу. Пётр Ильич Чайковский. Увертюра «1812 год». Это оркестровое произведение, посвящённое победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в мировом рейтинге хитов классической музыки уверенно занимает верхние строчки. Ярко отражающее национальное единство и высший подъём патриотизма, оно и в нынешнее время является весьма впечатляющим, так как композитор весьма изобретательно добавил в музыкальный материал произведения эффектный звон колоколов и залпы настоящих пушек. История увертюры Не вызывает никакого сомнения, что история «увертюры» неразрывно связана с оперным искусством, зародившимся в Италии в XVI веке.
Всё началось с того, что в эпоху ренессанса учёные-гуманисты задумали воссоздать древнегреческую драму, которая, как правило, сопровождалась самыми разнообразными музыкальными номерами, включающими песни и танцы.
Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов
Эволюция увертюры в современной музыке Сначала увертюра выполняла роль вводного музыкального отрезка, который готовил слушателей к тому, что будет далее — к опере, балету или симфонии. Она была своего рода предисловием, которое задавало настроение и тему произведения. Однако с развитием музыкальной техники и экспериментов в музыке, увертюра начала претерпевать изменения. В современной музыке это может быть самостоятельное произведение, которое не обязательно связано с каким-либо музыкальным спектаклем или композицией. Она может иметь собственные темы и развитие, а ее форма может быть свободной. Музыканты используют увертюру, чтобы увлечь и заинтересовать слушателя с первых нот, создавая атмосферу и вводя его в их музыкальный мир. Важно отметить, что в современной музыке увертюра часто стала более экспериментальной и авангардной. Она может содержать нестандартные гармонии, ритмы и звуковые эффекты, отражающие современные музыкальные тенденции и идеи композиторов. Современная увертюра может быть как самостоятельной композицией, так и частью более крупной музыкальной формы. Например, она может являться вступлением к опере, как это было в классическом понимании увертюры.
Известные композиторы, написавшие увертюры Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, один из величайших музыкантов всех времен, оставил богатое наследие увертюр. Наиболее известной из них является увертюра к его опере «Эгмонт». Она отличается героическими мотивами и эмоциональной силой, передающей суть произведения.
Музыкально вступление к фильмам — второе рождение увертюры Но увертюры к фильмам заслуживают отдельных слов и внимания. Кому из проживающих на постсоветском пространстве людей не знакома музыка к фильму «Дети капитана Гранта», вышедшему на экраны в 1936 году? Эта увертюра настолько хороша, что ее сохранили и в сериале 1985 год , посвященном поискам все того же капитана. А кому сейчас не знакома увертюра к «Призраку оперы»? В начале 70-х годов XX века советскому зрителю был недоступен просмотр нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Но музыку, особенно увертюру, знали очень многие. Отечественных фильмов, ставших известными благодаря музыкальному сопровождению к титрам, очень много.
В кино увертюры создают особую атмосферу, делают фильм более запоминающимся. Чего стоит вступительная музыка ко всем сериям о Гарри Поттере! Очень часто в последнее время этот термин встречается в названиях популярных мультипликационных, художественных и документальных фильмов. Примером может служить аниме о героях Галактики. Встречается в заглавиях статей, особенно политических.
Однако постепенно требования к увертюре изменялись: она все сильнее подчинялась общему художественному замыслу произведения. Сохранив за увертюрой функцию торжественного «приглашения к зрелищу», композиторы, начиная с К. Глюка и В.
Моцарта, значительно расширили ее содержание. Средствами одной лишь музыки, еще до того, как поднимется театральный занавес, оказалось возможным настроить зрителя на определенный лад, рассказать о предстоящих событиях. Не случайно традиционной формой увертюры стала сонатная: емкая и действенная, она позволяла представить различные действующие силы в их противоборстве. Такова, например, увертюра к опере К. М, Вебера «Вольный стрелок» — одна из первых, заключающих в себе «вступительный обзор содержания» всего произведения. Все разнохарактерные темы — пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования — связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц, либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Также решена и увертюра к «Руслану и Людмиле» М. Глинки: в вихревом, стремительном движении, словно, по выражению самого композитора, «на всех парусах», проносятся здесь и ослепительно жизнерадостная главная тема в опере она станет темой хора, славящего освобождение Людмилы , и распевная мелодия любви Руслана и Людмилы она прозвучит в героической арии Руслана , и причудливая тема злого волшебника Черномора.
Чем полнее и совершеннее воплощается в увертюре сюжетно-философская коллизия сочинения, тем быстрее она обретает право на обособленное существование на концертной эстраде. Поэтому уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки.
Первые утверждали, что вступление должно звучать быстро, средняя часть медленно, а финальная часть снова быстро. У французов было абсолютно другое мнение: медленное вступление, быстрая и энергичная средняя часть, медленный финал. Споры ни к чему не привели, поэтому до сих пор существуют оба типа увертюр. В девятнадцатом веке стали появляться концертные увертюры, то есть самостоятельные музыкальные сочинения.
Первые композиторы, написавшие такие увертюры, были: Мендельсон, Дворжак и Берлиоз. Как правило, такие произведения писались в честь какого-либо торжества, грандиозного праздника. Достаточно вспомнить названия этих увертюр: например, «Торжественную» увертюру написали три композитора Глиэр, Глазунов и Мясковский , «Праздничная» увертюра была у Шостаковича, «Приветственная увертюра» написана Хачатуряном.